Родительское собрание "роль компьютера и интернета в жизни школьника". Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?" Родительское собрание компьютер

Задачи собрания:

  1. Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.
  2. Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.
  3. Познакомить родителей с рекомендациями по профилактике компьютерной зависимости.

Форма проведения: беседа с элементами лекции.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка материала по проблеме.

2. Анкетирование родителей.

3. Оформление выставки "Компьютерные игры, в которые играют наши дети" (из дисков с компьютерными играми).

4. Создание электронной презентации. Приложение 1.

5. Создание памяток для родителей. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

2. Результаты анкетирования родителей.

Мы провели анкетирование среди родителей учеников 6 - 11 классов, в котором участвовало 105 человек.

1 вопрос "Есть ли у Вас дома компьютер? Слайд № 2.

ДА - ответили 82 %, НЕТ - 18 %, т.е. компьютер есть у 4 человек из 5.

2 и 3 вопросы. Сколько времени в день ребенок и Вы проводите за компьютером? Слайд № 3.

Сравните на слайде. По сравнению с родителями дети проводят за компьютером гораздо больше времени.

4 вопрос. Цель использования компьютера ребенком. Слайд № 4.

Треть детей используют компьютер для игры.

3. Польза от использования компьютера.

ВОПРОС родителям: Как Вы считаете, от использования компьютера больше пользы или вреда?

Диалог с родителями. Родители называют как ребенок с пользой может использовать компьютер.

КОМПЬЮТЕР, безусловно, приносит пользу. Слайд №5.

А чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для подростков подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов - когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем. Многие сочтут довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

4. Игромания. Причины и симптомы.

Вопросы к родителям

  • Боитесь ли Вы общения вашего ребенка с компьютером?
  • Изменилось ли поведение вашего ребенка после появления в доме компьютера?
  • Как Вы относитесь к компьютерным играм?

ОДНО из опасений - увлечение компьютерными играми.

В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только "загрузить" игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек - супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже...

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети. Давайте посмотрим на диски, которые представлены на нашей выставке "Компьютерные игры, в которые играют наши дети".

Что такое "игромания"?

Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Почему происходит. Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры? Слайд № 6, 7.

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: "Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?".

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".

И, наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, "тормозить", он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, "просчитать" ситуацию.

Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное - слышать советы и рекомендации. Такая "глухота" начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.

Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.

Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

Ребёнку в семье некомфортно, так как комната - его личное пространство - устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость.

Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за "застрявшим" товарищем.

Симптомы игровой зависимости Слайд № 8.

  • Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером.
  • У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
  • Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.
  • Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
  • Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны.
  • Он становится более агрессивным.
  • Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.
  • Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация).

Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится "уйти". А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру...

В компьютерной игре человек может одновременно и "выплеснуть" свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, "заброшенность" детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости - удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или "стрелялки", во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Все мы, наверно, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие нет?

Во многом это зависит от особенностей характера человека.

Психологи выделяют 2 типа: Экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко).

Экстраверты Направлены на общение, ответственны, причины неудач - свои ошибки, решительны, не ждут чуда, действуют.

Интроверты - направлены на внутренние переживания, от них мало что зависит, сваливают на происки судьбы

Какого типа ваш ребенок? Кого обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может приложить усилия для достижения цели или бросает начатое на полпути?

Это третья причина формирования зависимости

Четвертый фактор - СТЕПЕНЬ ВНУШАЕМОСТИ, иными словами, его готовность подчиниться чужой воле

Обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться лидеру.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

В "ГРУППЕ РИСКА" находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности.

Исключите, удалите из компьютера следующие игры. Слайд № 9.

5. Сетеголизм. Признаки зависимости.

Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести подростку выход во всемирную паутину.

Посмотрите видеоролик. Слайд 10.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

Предвкушение следующего сеанса он-лайн;

Увеличение времени, проводимого он-лайн;

Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. Слайд 11.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности.

Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.

6. Профилактика компьютерной зависимости.

По нашему опросу 30 % родителей считают, что их дети зависимы от компьютера, а это треть опрошенных респондентов. Слайд № 12.

Что же делать?

Игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить.

К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой - лучше, чем гулять непонятно где на улице. "Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Нет уж, пусть лучше играет", - полагают некоторые папы и мамы.

Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере из-за чрезмерного облучения еще только формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности.

Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких.

Что делать родителям? Слайд № 13.

Первое: общайтесь со своим ребенком "на одной волне".

С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.

Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

Второе: ограничьте время за компьютером.

Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа, но не ночью.

После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы.

Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему чаду играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и особенно ночью.

Третье: компьютер - во благо!

Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере "добрые" игры или игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если у вас дома есть и агрессивные игры (часто ими интересуются папы, поэтому тяжело запретить ребенку в них играть), то ограничьте их время до 40-50 минут в день.

Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не подпускайте его и близко к монитору.

Четвертое: "как прекрасен этот мир, посмотри!" Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное - чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры, да что угодно!

Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города (пусть даже с экскурсией и всего на несколько дней или даже часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

Как лечить игромана?

Вероятно, общения с психологом в этой ситуации будет недостаточно. Обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства.

Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты. Скорее всего, преодолеть уже сформировавшуюся зависимость собственными усилиями родителям будет сложно. Не теряйте время и обратитесь к врачу.

7. Заключение.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою "золотую середину" в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и, сделав, таким образом, из "механического противника" друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Уважаемые родители, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие своих детей ответственны ТОЛЬКО ВЫ. Осознайте это и не пеняйте на зеркало и производителей компьютерных игр.

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.
  2. Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год

Задачи родительского собрания:

1. Познакомить родителей с ролью компьютера и Интернета в современной жизни.
1. Обсудить положительные и отрицательные стороны пользования компьютером и Интернетом современными школьниками.
2. Раскрыть возможности использования компьютера и Интернета в учебной деятельности в домашних условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Суть негативных сторон увлечения компьютером и Интернетом.
2. Роль компьютера и Интернета в развитии интеллекта.
3. Использование компьютера и Интернета в домашних условиях при подготовке домашних заданий.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование школьников по теме собрания.
2. Написание сочинения учащимися на тему: «Ода компьютеру».
3. Подготовка высказываний, афоризмов и цитат о компьютере и Интернете.
4. Подготовка памяток для родителей о пользовании компьютером и Интернетом в домашних условиях.
5. Подготовка вопросов родителям по теме собрания.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.
Нашу сегодняшнюю встречу мы посвятим компьютеру и Интернету. И не случайно. В настоящее время Интернет основательно вошел в нашу жизнь. Он привлекает нас мультимедийными возможностями, богатством красок, оперативным поиском информации. И, естественно, мы, современные люди, не представляем себе жизни без Интернета. Ведь роль его в жизни современного человека сложно переоценить. Интернетом в наше время пользуется более 30% населения Земли, а это не много - не мало около 1,500,000,000 человек. Ещё в 1992 году им пользовалось только 100 человек. Планировалось использовать Интернет только в рабочих целях. А сейчас? Каждый школьник, запустив браузер, может за считанные минуты найти нужную ему информацию.
Слышали ли вы или, может быть, читали о том, как высказываются известные в разных сферах люди о компьютере и Интернете?

Приведу в качестве примера некоторые из них:

1. Чем больше углубляешься в компьютер, тем больше теряешь соприкосновение с действительностью. Харуки Мураками
2. У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги. Билл Гейтс
3. Тот, у кого есть компьютер, располагает всеми опубликованными знаниями. Фидель Кастро

В последнее время обеспеченность компьютерами современных школьников достигла почти максимальных величин. Представить себе современную жизнь без компьютера почти невозможно. По сегодняшний день постоянно идут дискуссии . Вредно это или полезно, и насколько?

Дискуссия с родителями. Варианты их ответов.

Опрос родителей

1. С какой целью вы приобрели компьютер в дом?
2. Опасаетесь ли вы общения вашего ребёнка с компьютером?
3. Как долго вы разрешаете вашему ребёнку пользоваться компьютером в день?
4. Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он начал активно общаться с компьютером?
5. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
6. Знаете ли вы, на каких сайтах зарегистрирован ваш ребёнок, чем он увлекается, с кем дружит и общается в Интернете, в какие игры играет?
7. Считаете ли вы необходимостью пользоваться компьютером и Интернетом при выполнении домашних заданий?
8. Разрешаете ли вы детям пользоваться ГДЗ (готовыми домашними заданиями) в Интернете?
9. Есть ли у вас с ребёнком общий интерес в пользовании компьютером и Интернетом? (общие игры, сайты, друзья)

Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей класса.
Давайте же рассмотрим положительные и отрицательные стороны пользования компьютером и Интернетом нашими детьми.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;
- сидячее положение в течение длительного времени;
- эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)
- перегрузка суставов кистей;
- повышенная нагрузка на зрение;
- влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Признаки зависимости:

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу - сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Интернет - зависимость

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

Проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн.

Интернет особенно нужен тем, кто учится. В нём можно найти множество различных описаний того или иного раздела школьной программы. У каждого учащегося есть свой любимый предмет, который должен помочь ему в открытии возможностей использования Интернета. И эти возможности для изучения предметов школьного курса колоссальные: получение дополнительной информации по темам; обновление предоставляемых данных; виртуальное онлайн тестирование; прекрасная возможность углубления своих знаний и получение навыков информационно-коммуникационной культуры.

Огромное количество ресурсов можно найти по различным предметам. Эти ресурсы содержат учебный и справочный материал; словари и учебники; литературные произведения русских и зарубежных авторов; тренажеры; интерактивные модели. Благодаря им, учащиеся выполняют домашнее задание, самостоятельные работы, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.

Но не только в учёбе помогает нам Всемирная сеть. Есть в Интернете и ещё один плюс, который является одним из самых важных. Большое значение для современного школьника имеют социальные сети. В социальных сетях существуют разнообразные форумы, группы, сообщества, объединенные какой-либо темой. Общение - один из главных интересов. Через Интернет можно общаться с людьми на разных концах Земли. Также в социальных сетях можно просматривать новые и старые фильмы: художественные и документальные, научно-познавательные. Там представлены фотографии, посвященные определённой тематике. Можно слушать любимую музыку различного направления, играть в интерактивные познавательные игры.

Памятка для родителей по использованию ребенком компьютера:

1. Чтобы контролировать использование ребёнком компьютера, необходимо самим владеть навыками пользования ним хотя бы на элементарном уровне.
2. Помните: ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 - 2 часов в день.
5. Контролируйте приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
6. Говорите со своими детьми о друзьях, с которыми они общаются в онлайн, узнайте, как они проводят досуг и чем интересуются.
7. Если ребенок использует компьютер безответственно, введите пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
8. Размещайте компьютер с Интернет-соединением вне пределов комнаты вашего ребенка.
9. Интересуйтесь, какие веб-сайты дети посещают и с кем общаются.
10. Настаивайте на том, чтобы ваши дети никогда не соглашались встречаться со своими онлайн друзьями без вашего ведома.
11. Научите ваших детей никогда не давать личную информацию о себе и своей семье по электронной почте и в разных регистрационных формах, которые предлагаются владельцами сайтов.
12. Контролируйте информацию, которую загружает ребенок (фильмы, музыку, игры и т. д.)
13. Интересуйтесь, не посещают ли дети сайты с агрессивным содержанием.
14. Научите детей ответственному и этическому поведению в онлайн. Они не должны использовать Интернет для распространения сплетен, угроз другим и хулиганских действий.
15. Убедитесь, что дети консультируются с вами по поводу каких-либо финансовых операций, совершая заказы, покупки или продажу через Интернет.
16. Информируйте детей о потенциальном риске во время их участия в каких-либо играх и развлечениях.
17. Общайтесь с ребенком, как с равным партнером, демонстрируя свою заботу об общественной морали.

Вывод

Используя эти рекомендации, вы имеете возможность максимально защитить детей от отрицательного влияния Всемирной сети Интернет. Но помните, Интернет- это не только средоточие разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Вы должны научить детей правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации. И главное, ребенок должен понимать, что вы не лишаете его свободного доступа к компьютеру, а, прежде всего, оберегаете. Ребенок должен вам доверять.

Кобец Юлия Николаевна, учитель английского языка. Балаклейская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 2, г. Балаклея Харьковская область

Чтобы скачать материал или !

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в детском саду
«Ребенок и компьютер»

Мелехова Оксана Викторовна, учитель-дефектолог
МБДОУ д/с №1 г.Лысьва, Пермский край

Уважаемый родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер - добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? (ответы родителей)

Вы абсолютно правы - игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер - дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер - многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

(Дискуссия родителей)

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитии ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг». На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство компьютера и компьютерных игр. Задача команд - выбрать нужные и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно вашего мнения (Приложение 1 ) .

(Проводится диспут «Компьютерный ринг»)

Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.
  2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
  7. Графические игры, связанные с рисование, конструированием.

(Выслушиваются мнения родителей)

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?

(Ответы родителей)

А я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

(Зачитывается памятка для родителей. Приложение 2 )

Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.

(Родителям раздаются памятки с правилами работы для детей дошкольного возраста на компьютере.)

Приложение 1.

Компьютер:

  • Вызывает положительный интерес к технике.
  • Полностью захватывает сознание ребенка.
  • Развивает творческие способности, воображение ребенка.
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой.
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей.
  • Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
  • Позволяет развивать кругозор ребенка.
  • Повышает состояние тревожности, нервозности, страха.
  • Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность.
  • Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии.
  • Позволяет получать новые знания.
  • Ухудшает зрение ребенка.
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

Приложение 2.

Памятка для родителей:

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.

Родительское собрание

Тема: «Дети и компьютер»

ЦЕЛЬ : донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи родительского собрания :
Образовательные : формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.
Воспитательные : формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
Организационные : выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.
Информационные : Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения : собрание-дискуссия
Подготовка :
- анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 1)

План родительского собрания
1. Вступительное слово соц. педагога. Распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями.
3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости.
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Ход родительского собрания
1. Вступительное слово соц. педагога .
- Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку:
На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко. (компьютер)
В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете.
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье. Анализ анкет

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (используется приём «уголки» из ТРКМ).
1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка
2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп :
Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
Познавательная мотивация
Выработка усидчивости
Улучшение памяти, внимания
Ориентирование в современных технологиях
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени
Возможность общения

Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Развитие остеохондроза
Компьютерное излучение
Заболевания суставов кистей рук
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нервно-эмоциональное напряжение
Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия .
После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы.
- Для подведения итога попробуем составить «синквейн», метод обучения по технологии развития критического мышления. (Объяснить, как составляется синквейн.)
Примерные варианты синквейна:
1 группа
компьютер
современный, умный
помогает, учит, развивает
Он – верный друг и помощник.
учитель

2 группа
компьютер
губительный, разрушительный
вредит, затягивает, калечит
Компьютер наносит вред здоровью.
разрушитель

4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .
Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Раздать рекомендации, приложение 2,3)Обсуждение рекомендаций .
Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания .
Проект решения собрания :
- для дальнейшего разговора по данной теме провести тестирование родителей на определение зависимости детей от компьютерных игр (Приложение 4),
- соблюдать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка (приложение 2),
- выполнять упражнения для снятия напряжения глаз (приложение 3)

Приложение 1
Анкета для родителей
1.Есть ли у Вас дома компьютер?
2.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?
Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?
3.Цель использования компьютера ребёнком:
- подготовка к урокам, поиск «учебной» информации;
- поиск в интернет «внеучебной» информации(музыка, ролики, фильмы и т.д.);
- общение;
- просмотр фильмов;
- чтение книг;
- компьютерные игры
4.Какие игры предпочитает?
а) игры – войны
б) стратегические
в) типа "тетрис"
г) графические
5.Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________
6.Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________
__________________________________________________________________________

Приложение 2
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка
Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Приложение 4
Тест "Определение зависимости от компьютерных игр" А.В. Котлярова
Утверждение "да" "нет"
- Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру
- Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями
- преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном
- Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка
- После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли
- В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером
- При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы
- После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула
- Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием
- Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной
- Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры
- После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз
- Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть
- Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка
Анализ исследования
За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

Данные об авторе

Дударева Елена Николаевна

Место работы, должность:

МКОУ "Дзержинская СОШ", учитель начальных классов

Воронежская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Родитель

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Цель урока:

Цель:

Учащихся в классе (аудитории):

Используемая методическая литература:

 Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ. СанПин от 3 марта 2011года;  В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007;  Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год;  В.А. Никеров. Мой первый компьютер;  И.И.Соковня. Социальное взросление и здоровье школьников;  Журнал «Домашний компьютер»;  Газета "На здоровье". № 6, 2009.

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Краткое описание:

На родительском собрании родителей будут формированы представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста; о важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.Будут предложиены практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Родительское собрание "Компьютер и здоровье детей"

Презентация "Компьютер и здоровье детей"

Слайд 1 При правильном подходе к занятиям на компьютере

можно извлечь максимум пользы для развития ребенка . Б. Шлимович

Слайд 2

Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.

Информационные: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовительный этап:

1. анкетирование родителей;

2. анкетирование детей;

3. подготовка памяток для родителей

Ход родительского собрания
1. Эмоциональный настрой.
Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)

2. Вступительное слово учителя.
Слайд 3, 4
Какое место занимает компьютер в нашей жизни?
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой - мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям - больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным? Компьютерные игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?
Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье.

Распределение родителей по группам (по цветовым карточкам, которые они получили перед началом собрания). В каждой группе есть консультанты - члены родительского комитета, которые координируют работу своей группы, фиксируют ответы родителей.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.
Слайд 5, 6, 7
Результаты анкетирования детей класса: 100% детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 60% - могут начать игру даже не пообедав, 32% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. А теперь мы выслушаем ваши «за» и «против» по данному вопросу.

3. Работа родителей в группах, обмен мнениями.
Синие - доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка, красные - называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп:

2. Стеснённая поза

3. Развитие остеохондроза

4. Компьютерное излучение

5. Заболевания суставов кистей рук

7. Компьютерная зависимость

8. Нервно-эмоциональное напряжение

9 Синдром компьютерного стресса

10. Ребёнок забывает о реальном мире

11 Замена общения

Отрицательное влияние компьютера

1. Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

2. Познавательная мотивация

3. Выработка усидчивости

4. Улучшение памяти, внимания

5. Ориентирование в современных технологиях

6. Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

7. Возможность общения

4. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.
Попробуем проанализировать все “за” и “против” в этом вопросе.
Слайд 8
Отрицательное влияние компьютера
Мнение №1: Общение с компьютером портит детское здоровье.
Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.
Слайд 9
-Знаете ли Вы, сколько времени можно проводить ребёнку за компьютером? (Ответы родителей)
Ученикам 1 класса - 10-15 мин.
Ученикам 3-5 классов - 15 мин в день.
Ученикам 6-9 класса - 20 мин
Ученикам 10-11 класса - 30 мин


Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.
При грамотной постановке тела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.

2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Стеснённая поза.
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.
1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника
Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья - на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Третий по важности фактор - нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители - игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.
Излучение.
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”.
Синдром компьютерного стресса.
Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.
Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.
Методики снятия стресса.
1)
- посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.
- переключите внимание на воспоминание о приятном.
- больше общайтесь с природой.
- физические нагрузки, музыкальная терапия - снимают нервное напряжение.
- настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым - 0,5 стакана 2 раза в день, детям 1/4 стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложку меда)
2) Шиацу - разрядка по-японски (точечный массаж)
Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшей точкой надбровных дуг, у основания ушей.
Массаж стопы - перед сном.
Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.
Антистрессовый напиток.
Измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкими глотками.
Слайд 11, 12
Компьютерная зависимость.
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция).
Первые признаки развития зависимости у ребенка:
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу - сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям - работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.
Как противостоять?
Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына (дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.
Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: “Не слишком ли много “но”? Запретить - и всё! Мал ещё! Вот вырастет - пусть сидит сколько хочет, а сейчас - нечего делать!” Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. “На человека можно воздействовать только внушением”. Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача - направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”. Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Слайд 13
Положительное влияние компьютера
Мнение №2: Компьютерные игры приносят только вред.

Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?
Игры на компьютере: Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. Аркадно-логические игры развивают сообразительность и скорость реакции. В активных играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Деловые игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии познакомиться с интересными профессиями.Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. .
Полезные стороны игр : компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.
Отрицательные стороны игр : психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.
Мнение №3: Компьютер только для игр и развлечений.
Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки?
В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах.
1 чудо : Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
2 чудо : Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что окружающий нас мир - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. "Знаковая функция сознания" лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.
3 чудо : Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер.
4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
5 чудо : Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Слайд 14
Вывод: Развивающие компьютерные игры для детей - это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
1. Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.
2. Является великолепным способом самообучения.
3. Развивает самостоятельное мышление.
4. Усиливает концентрацию внимания.
5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.
Далее каждый родитель заполняет вторую часть таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать» (Приложение № 2).

5. Рекомендации родителям. Узелки на память.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой - преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми. Вручение «Памятки для родителей по использованию компьютера ребенком»

Слайд 15, 16, 17
Памятка для родителей или итоговые рекомендации для безопасного времяпрепровождения за компьютером с целью воспитания и развития младшего школьника:
Не разрешать детям играть в компьютерные игры перед сном;
Через каждые 20 - 30 минут работы на компьютере ребёнку необходимо делать перерыв;
Приобретать компьютерные диски с играми, не причиняющими вреда детскому здоровью и психике.
Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим - активные, динамические.
-Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы - такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода - малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов - нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
- Расстояние между монитором и глазами должно быть не менее 45-70 см
- Взрослые - 1 час работы = 20 минут перерыва
- Дети - 30 минут работы = 15 минут перерыва

6. Подведение итогов и рефлексия.

Экспресс анкетирование родителей

Утверждение

Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру

Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями

Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном

Игра за компьютером - главное средство для снятия стресса у ребенка

После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли

В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером

При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы

После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула

Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием

Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени

Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной

Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры

После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз

Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть

Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка

Благодарю за участие в опросе и искренние ответы!

Анализ исследования
За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

Слайд 18
Перед Вами формула воспитания, попробуйте расшифровать её:
М+П+Я+К= В.У.М. + П.А.Р. (Мама + папа + я + компьютер = Высокая учебная мотивация и познавательная активность ребёнка)
Далее каждый родитель заполняет третью часть таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать» (Приложение № 2).
Анилиз таблиц определит следующую тему родительского собрания.
Слайд 19
7. Решение родительского собрания.
 Принять во внимание педагогические рекомендации.
 Обеспечить своему ребёнку безопасное общение с компьютером.
 Провести беседу с ребёнком о необходимости соблюдения режима работы на компьютере.
 Быть ребёнку другом и помощником в решении трудных ситуаций.

В продолжение темы:
Обзоры

Наручные часы – устройство, носимое на запястье, отображает текущее время, в отдельных моделях предусмотрен календарь, барометр, шагомер, компас.По принципу действия...

Новые статьи
/
Популярные